Поиск
  • Денис Гончаров

Издержки семейного бизнеса

Пост обновлен 14 дек. 2020 г.


Однажды 2 родственника, назовем их Креативщик и Коммерсант, открыли совместный бизнес. Начали производить сладости и продавать их в одной крупной торговой сети, куда зашли благодаря личным связям и корысти закупщиков.


Производство организовали стандартно – заказали весь выпуск на кондитерской фабрике, а сами придумали торговую марку и дизайн. Креативщик оформил на себя товарный знак, нарисовал дизайны, и дело пошло. Получали продукцию, упаковывали сами и отгружали в сеть.


Шли годы, люди покупали сладости, компания выросла в 15 раз. Правда, покупатель был по прежнему один – та самая сеть. Да и товарных позиций было всего 5.


У компаньонов появились разногласия. Коммерсант хотел идти на массовый рынок как есть, Креативщик предлагал расширять ассортимент продукции. Споры усугублялись постоянным участием в них жены Коммерсанта – по совместительству сестры Креативщика. Сестра желала играть все большую роль в компании и нашла свое призвание в роли серого кардинала – через манипуляции своим мужем.


Креативщику не сиделось на месте, а творчество требовало выхода. И чтобы не спорить, он решил втайне от партнеров воплотить свою давнюю мечту – сделать новую упаковку в сувенирном стиле из дорогих материалов. Затем показать партнеру уже готовую продукцию и на волне эмоций запустить новые позиции.


Он самостоятельно запустил новое производство на другой площадке, сделал сувенирную продукцию. А в качестве места для презентации выбрал отраслевую выставку, где они выставляли свои сладости. Но он разместил новую сувенирку отдельным стендом.


Если говорить о впечатлении, то его произвести точно удалось. Эмоций у партнера было много. Но вот эффект оказался совсем не тот, который ожидался.


Встреча на выставке двух продуктов в разной упаковке вызвала негодование Коммерсанта. Он обвинил Креативщика в создании конкурирующего бизнеса за его спиной. Негодованием умело управляла жена Коммерсанта – «Нам такой партнер не нужен!».


Вот так одно локальное событие подняло весь комплекс проблем в отношениях. Высказали друг другу всё, но вместо улаживания конфликта было решено его довести до максимума. Расстаёмся и делим бизнес!


Креативщик, в целом, был не против расстаться по хорошему, получив свою половину. Но Коммерсант кипел от гнева и хотел уязвить бывшего партнёра. По расчетам Коммерсанта выходило, что он готов отдать только 15%. Таким образом, после нескольких встреч, вариант «по хорошему» перешёл в «по плохому».


Коммерсант забрал себе все рычаги управления бизнесом – базы 1С трёх компаний, ключи банк-клиентов, физический доступ на производство. А еще нашел задолженность компании Креативщика внутри группы и подал в суд на взыскание.


Первый раунд остался за Коммерсантом. Тут то Креативщик и вспомнил, что товарный знак он зарегистрировал на себя. Отозвал право аренды и подал к Коммерсанту иск в суд о взыскании неустойки. Заодно разослал всем клиентам письма о незаконном использовании товарного знака.


Торговля остановилась. Клиенты не готовы были покупать сладости при наличии юридических проблем с названием. Да и поведение партнеров, сражавшихся в формате реалити-шоу на глазах клиентов, вызывало сомнения в их надежности. Так крупная сеть, главный потребитель, перестала закупать их продукцию.


Бизнес строился более 10 лет. Вышел на приличные обороты. А разрушился менее, чем за год. Судебные баталии в самом разгаре, но участники вряд ли получат с них дивиденды. Да, перезапуск бизнеса возможен, причем у каждого из них. Но они потеряли темп и отброшены на несколько лет назад.


Какой тут можно сделать вывод? Худой мир лучше доброй ссоры, особенно в бизнесе. Очень многие амбициозные люди совершают ошибку, думая, что в одиночку сделают тоже самое, да ещё и лучше.


Любой бизнес имеет свою инерцию. Это как растолкать локомотив – на первые шаги нужно больше всего усилий. Поэтому, выходя из работающего бизнеса, нужно подумать – а есть ли у вас силы и ресурсы, чтобы растолкать его в одиночку?


Очень часто участникам таких ситуаций требуется взгляд со стороны. А моя работа как раз и заключается в том, чтобы оценить всё без эмоций и предложить лучшее решение.

Просмотров: 3Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все
СВЯЖИТЕСЬ
СО МНОЙ

Телефон: +7 (912) 856-28-41

Почта: den4488@gmail.com

  • Black Vkontakte Icon
  • Black Facebook Icon
  • Black Twitter Icon
  • Black Instagram Icon

© 2020 Денис Гончаров. Бизнес-консультант.