Поиск
  • Денис Гончаров

Про психологический контракт

Пост обновлен 21 авг. 2020 г.

Работник и руководитель имеют взаимные ожидания друг от друга. Они не прописаны в договоре, но так же важны.


Когда руководитель нанимает нового работника, отношения между ними не всегда можно полностью описать трудовым договором. Кроме формальных обязанностей, которые оговариваются на собеседовании, и директор и работник имеют некие ожидания друг от друга.

Директор ожидает от работника не только выполнения обязанностей, но и лояльности компании, инициативности, и других вещей. Он ожидает что работник будет делать больше, чем от него требуется. Как правило, именно таких людей руководители ценят сильнее других.

Работник тоже имеет свои ожидания. Он ждет, что отношение к нему будет уважительным и справедливым, зарплата постепенно будет расти, его инициативы будут замечены, а компания предоставит возможности для развития и роста. Это не оговорить в договоре, но это и есть признаки хорошей работы.

Эти ожидания называются психологическим контрактом. Негласный баланс ожиданий друг от друга. Тем не менее, несмотря на его внешнюю виртуальность, он вполне реально влияет на поведение работника на рабочем месте.

Первое время все идет хорошо. Работник стремится показать себя с лучшей стороны и ожидает положительной реакции на это со стороны работодателя. Если он получает обратную связь, его ожидания оправдываются.

Но бывает и другая ситуация. Проходит какое-то время, и часть ожиданий работника не оправдывается. Что он при этом делает? Нет, он не идет к руководителю сказать об этом. Он начинает хуже работать. Не радикально хуже, но перестает делать больше, чем полагается по условиям договора.

Это неудачный путь для всех. Работник, работая хуже, перестает получать удовлетворение, и все больше становится недоволен своей работой. Он начинает выплескивать это недовольство и снижать моральный дух остального коллектива. В некоторых случаях, он даже начинает преследовать собственные интересы за счет интересов фирмы, т.е. банально воровать.

Для работодателя это тоже совершенно невыгодный сценарий. Но наверняка многие с ним сталкивались.

Как его избежать? Важно помнить о существовании психологического контракта и выполнять его условия.

Полезно проговорить ожидания еще на собеседовании. Но и после начала работы есть смысл разговаривать с сотрудниками о том, насколько комфортно они себя чувствуют.


Общайтесь с работниками и выстраивайте с ними отношения. Любой сотрудник ответит лояльностью и инициативой, если будет чувствовать что в нем видят личность.

Просмотров: 2Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все